Официальный Интернет-ресурс Акимата города Рудный
Статистика блога
180
Записей
2412
Обращений
93880
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Экономика и финансы

Финансовая грамотность

ГУ «Рудненский городской отдел экономики и бюджетного планирования»

ГУ «Рудненский городской отдел финансов»

Руководитель отдела - Жигунова Зоя Витальевна

Руководитель отдела - Асанов Сержан Абдикаримович

Заместитель руководителя - Ержанбаева Жанна Алековна

Адрес: г. Рудный, улица Ленина, 95, кабинет 210

Адрес: г. Рудный, улица Ленина, 95, кабинет 118

Телефон: 8 (71431) 4 52 42  

Телефон/факс: 8 (71431) 4 65 18

Режим работы: понедельник-пятница 9.00-18.30 ч

обеденный перерыв с 13.00 - 14.30 ч  

Режим работы: понедельник-пятница 9.00-18.30 ч

обеденный перерыв с 13.00 - 14.30 ч

E-mail: econom.rud@yandex.kz

E-mail: kassimova_ds@mail.ru

Официальный интернет–ресурс: www.rudeconom.kz

Официальный интернет-ресурс: www.rudgorfo.kz


* * * * *

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

13июня2017 года

Касательно проекта размещения краткосрочных нот

Национального Банка Казахстана с использованием технологии «блокчейн»

Национальный Банк завершает разработку новой технологии – мобильного приложения для совершения населением операций по покупке и продаже ценных бумаг на базе «блокчейн». В пилотном проекте рассматривается использование краткосрочных нот Нацбанка.

Предлагаемое решение позволит гражданам в режиме онлайн покупать и продавать ноты Нацбанка с мобильного телефона, минуя посредников в лице брокеров и дилеров. Никаких налогов и никаких комиссий. Абсолютная ликвидность и никаких ограничений по срокам владения. Номинальная стоимость одной ноты будет определена в размере 100 тенге, что позволит использовать даже небольшие накопления для инвестирования.

В настоящее время указанная система проходит внутреннее тестирование. Планируется, что этот продукт будет запущен во второй половине 2017 года.

В перспективе, эти решения могут использоваться для размещения иных ценных бумаг, например, в рамках IPO среди населения. Сделки будут заключаться напрямую без участия посреднических структури исполняться в режиме реального времени на дистанционной основе.

Технология «блокчейн» будет использована для учета совершаемых сделок и обеспечения сохранности, неизменности информации по операциям.

При реализации данной системы Национальный Банк Казахстана будет осуществлять две абсолютно новые функции:продажу краткосрочных нот напрямую населению и выпуск электронных денег.

В рамках проекта покупка или продажа краткосрочных нот будут осуществляться удаленным способом без необходимости личного посещения физическим лицом финансового учреждения. Расчеты по проведенным операциям будут осуществляться с использованием электронных денег.

Для покупки краткосрочных нот достаточно будет зарегистрироваться в системе через мобильное или веб-приложение, через сервисы приложения приобрести электронные деньги (с использованием имеющейся платежной карточки или посредством наличных денег через платежные терминалы) и осуществить операции по покупке ценных бумаг.Продать ценные бумаги можно будет также легко в любое время через мобильное или веб-приложение с получением начисленного вознаграждения (дохода).

Технология «блокчейн», использованная при создании системы, основана на распределенном хранении достоверных записей. Каждая операция с краткосрочными нотами будет сохраняться в виде транзакции, имеющей свой определенный идентификатор и алгоритм формирования. Все транзакции будут формировать специальный блок транзакций.

Также в ходе реализации проекта потребовалось комплексное решение вопросов применения законодательства Казахстана, в том числе в области рынка ценных бумаг, платежей и платежных систем, а также противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

В связи с тем, что проект затрагивает взаимоотношения по операциям с ценными бумагами и оборотом электронных и реальных денег, требуется соблюдение сложных процедур проверки идентификации клиентов в соответствии с законодательством по противодействию отмыванию денег. В результате длительной работы определены наиболее оптимальные и быстрые способы удаленной идентификации с учетом требований законодательства.

Поиск дополнительных решений в данной области будет продолжен, в том числе с привлечением в проект банков второго уровня.

Результаты проводимых работ будут периодически освещаться Национальным Банком Казахстана.

Более подробную информацию можно получить по телефону:

+7 (727) 270 45 85

e-mail: press@nationalbank.kz

www.nationalbank.kz



* * * * *

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

12 июня 2017 года

Доверие казахстанцев к тенге восстанавливается – А. Ахметов

Восстанавливается доверие населения к национальной валюте, процесс дедолларизации продолжается. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК. «За 2016 год долларизация депозитов снизилась с исторически максимального уровня в 70% до 55%. Такая динамика продолжается и в текущем году – депозиты в национальной валюте за период январь-апрель увеличились на 10,3%, валютные депозиты сократились на 12,6%. В результате уже второй месяц подряд доля тенговых депозитов превышает долю валютных», – привел он данные НБРК.

А. Ахметов оценил ситуацию на валютном рынке как стабильную. По его словам, она отражает фундаментальные внешние и внутренние факторы.

«Курс тенге по отношению к доллару США в 2016 году укрепился на 2%, с начала 2017 года за 5 месяцев - на 6,3%. Национальный Банк с сентября 2016 года не проводит интервенции на валютном рынке. Существующий баланс полностью определяется соотношением спроса и предложения иностранной валюты участников рынка», – отметил А. Ахметов.

Отмечается высокий спрос на краткосрочные ноты со стороны финансовых организаций РК и нерезидентов– А. Ахметов

На денежном рынке сохраняется структурный профицит тенговой ликвидности. Изъятие ликвидности в целях ограничения давления на инфляцию и обменный курс производится посредством выпуска краткосрочных нот. На конец мая 2017 года объем нот в обращении достиг 2,7 трлн. тенге. Об этом сообщил сегодняЗаместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК по обсуждению отчетов Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год.

«Имеется высокий спрос на ноты как со стороны отечественных финансовых организаций, так и со стороны нерезидентов. Это показывает правильность политики обменного курса и адекватность процентных ставок, –констатировал А. Ахметов. – За последние 12 месяцев Национальный Банк совместно с Министерством финансов заметно продвинулся в части формирования безрисковой кривой доходности по государственным ценным бумагам».

По его словам, НБРК регулярно выпускает собственные ноты со сроком обращения до 1 года, в ноябре-декабре прошлого года были проведены активные операции с государственными ценными бумагами Министерства финансов на вторичном рынке. «В рамках совместной скоординированной работы Министерством финансов с января текущего года возобновлено регулярное размещение новых выпусков государственных ценных бумаг со сроками обращения от 3 до 10 лет. Работа по построению кривой доходности будет продолжена», –заявил А. Ахметов.

Стабилизация инфляции позволила Национальному Банку последовательно снизить базовую ставку – А. Ахметов

О наиболее важных аспектах денежно-кредитной политики в рамках исполнения Правительством республиканского бюджета за 2016 год проинформировал депутатов Заместитель Председателя НБРК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК.

Как отметил А. Ахметов, по итогам 2016 года инфляция составила 8,5%, в мае текущего года снизилась до 7,5%. Таким образом, по его словам, инфляция находится в пределах целевого коридора Национального Банка 6-8%. «По нашим прогнозам, уровень инфляции в 2017 году при отсутствии шоков будет находиться внутри коридора, определенного Правительством и Национальным Банком. Стабилизация инфляции на уровне ниже 8% позволила Национальному Банку последовательно снизить базовую ставку», – сказал он. Так, в течение 2016 года Национальный Банк планомерно снизил базовую ставку с 17% до 12%, в текущем году до 10,5%. «Базовая ставка стала основным индикатором стоимости денег в Республике Казахстан.Индикатор TONIA, который является для Национального Банка целевым уровнем рыночных ставок, продолжает формироваться внутри процентного коридора вблизи его нижней границы», – сообщил А. Ахметов.

Кредитование малого бизнеса достигло максимального значения в 3,1 трлн. тенге – Нацбанк

Благодаря оказываемой государством поддержке предпринимательству, а также собственным программам банков наблюдается рост кредитования малого бизнеса. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом Сената Парламента РК.

По его словам, увеличение кредитования в данном сегменте за прошлый год составило 45,7% (942 млрд. тенге) и достигло 3 трлн. тенге.Рост с начала текущего года составляет2% (59,2 млрд. тенге).«Кредитование малого бизнеса достигло максимального значения в 3,1 трлн. тенге, увеличив долю в кредитном портфеле до 24%, – рассказал А. Ахметов.–Активизировалось кредитование в обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле.Сначала текущего года продолжился рост кредитования сельского хозяйства, а также увеличилось кредитование транспорта истроительства».

Как отметил А. Ахметов, снижаютсяставки по кредитам – с 20,7%в январе 2016 года до 15,4% в декабре 2016 года, до 14,6% – в апреле текущего года.

А. Ахметов: «Национальным Банком планируется «перезагрузка» финансового сектора страны»

Национальный Банк приступает к реализации комплекса мер по оздоровлению банковского сектора с учетом международных принципов и практик. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК.

По его словам, комплекс мер по оздоровлению банковского сектора также будет включать независимую оценку качества активов банков, будет предложена программа поддержки крупных банков за счет государственных ресурсов на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации банков.

«На сегодняшний день в условиях меняющейся макроэкономической ситуации, внедрения международных рекомендаций Базель III, усиления конкурентоспособности в рамках ВТО и ЕЭП, в банковском секторе Казахстана наблюдаются процессы объединения банков», – сказал он.

А. Ахметов – о мерах Национального Банка по развитию фондового рынка и рынка страхования

Для повышения привлекательности рынка ценных бумаг и расширения возможностей институциональных инвесторов на сегодняшний день Национальным Банком реализуются меры по либерализации деятельности эмитентов и инвесторов на фондовом рынке, совершенствованию инфраструктуры фондового рынка, внедрению новых технологий в финансовом секторе. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов, выступая с докладом на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК.

Он рассказал, что «в текущем году Национальным Банком совместно с Правительством планируется разработка комплексной программы развития фондового рынка с конкретными мерами, сроками и ожидаемыми результатами».

Также А. Ахметов рассказал о планах НБРК по развитию страхового рынка.«Для развития страхового сектора планируется разработка отдельного законопроекта, направленного на совершенствование норм в части добровольного и обязательного страхования, совершенствование деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций страхового рынка», – сообщил он.

В заключениедоклада А. Ахметов отметил, что «Национальный Банк продолжит работу по стабилизации инфляционных процессов, обеспечению финансовой стабильности и развитию финансовых рынков».


Более подробную информацию можно получить по телефону:

+7 (727) 2704 585

e-mail: press@nationalbank.kz

www.nationalbank.kz

* * * * *

Всего в рамках Карты поддержки предпринимательства Костанайской области на 2015-2019 годы реализуется 12 проектов на сумму 436 млрд. 225 млн. тенге, будет создано 2742 рабочих места

млн тенге


Наименование проекта

Стоимость

Период

Рабочие места


Реализовано 8 проектов

18 936

856

1

Строительство металлопрокатного завода, АО "ССГПО"

7 500

2008-2011

650

2

Строительство птицефабрики ТОО «Жас-Канат 2006»

703

2007-2010

70

3

Строительство технологической секции №17, АО «ССГПО»

7 270

2010-2011

30

4

Реконструкция цеха по изготовлению полиэтиленовых труб, ТОО «ТПК Металл Инвест»

120

2011

13

5

Строительство завода по производству лапши быстрого приготовления, ТОО «Акбарс НК»

150

2011-2012

50

6

Модернизация птицефабрики ТОО «Жас-Канат 2006»

900

2013-2014

6

7

Строительство цеха по производству молочной продукции, ТОО «Лидер -2010»

1 250

2012-2015

30

8

Модернизация птицефабрики ТОО "Жас-Канат 2006"

1 043

2014-2015

7


Реализуется 4 проекта

417 208

1 886

1

Строительство цементного завода

14 777

2008-2017

307

2

Строительство завода по производству металлизованного продукта (ГБЖ), АО "ССГПО"

255 800

2010-2019

550

3

Строительство обжиговой машины, АО «ССГПО»

81 291

2011-2019

310

4

Увеличение мощности Рудоподготовительного комплекса до 60 млн. тонн, АО «ССГПО»

65 340

2010-2019

719


































* * * * *

Предупреждение населения о последствиях получения заемных средств от небанковских организаций через интернет

В настоящее время основными формами кредитования являются банковские займы и микрокредиты.

Банковские займы характеризуются отлаженностью процедур, наличием механизма защиты прав потребителей, в том числе по предельному размеру годовой эффективной ставки вознаграждения, неустойки (штрафа, пени), требованиям к содержанию договора банковского займа, свободе выбора метода погашения кредита, требованиям к раскрытию банком информации о предоставляемых банковских услугах и консультированию клиентов, строгом контроле со стороны регулятора Национального Банка.

В последнее время в Казахстане активно размещается информация о возможности получения быстрого кредита через сеть интернет.

Согласно информации, размещенной на сайтах в сети интернет, такие онлайн кредиты предоставляются населению в течение 15 минут, без залога, без комиссий, без очередей, без физического присутствия клиента, с минимальным объемом информации о клиенте.

Костанайский филиал Национального Банка считает необходимым обратить внимание на следующее:

1. Годовая ставка вознаграждения по таким онлайн кредитам в отдельных случаях составляет 700%, с учетом штрафных санкций эффективная ставка может превысить 900%.

Кроме этого, имеются требования по выплате неустойки. За отказ от пользования кредитом начинают действовать штрафные санкции. Размер штрафных санкций и комиссий законодательно не лимитированы.

2. Такие инструменты защиты прав заемщиков как соблюдение предельной величины годовой эффективной ставки вознаграждения по займу (микрокредиту) в размере 56%, предельного размера неустойки в случае невозврата займа в срок, требования по оценке платежеспособности заемщика, требования к содержанию договора и информированию клиента обо всех условиях кредитования не распространяются на заемщиков данных организаций.

3. Национальный Банк Республики Казахстан не регулирует деятельность данных организаций. В этой связи, достоверность размещаемой рекламы, полнота информации об условиях кредитования Национальным Банком не проверяется.

Эти организации не обязаны раскрывать сведения о текущей задолженности, начисленных процентах и долге заемщика, что ограничивает граждан в своих правах по получению полной и достоверной информации о своих обязательствах.

4. Договоры по таким онлайн кредитам не являются договорами банковского займа. Поэтому Банковский омбудсман не рассматривает жалобы заемщиков, получивших кредиты через данные организации.

Просим принять во внимание указанную информацию.

Костанайский филиал

Национального Банка РК

* * * * *
О системе гарантирования депозитов в Казахстане

Целью системы обязательного гарантирования депозитов является обеспечение стабильности финансовой системы Казахстана, в том числе поддержание доверия к банковской системе путем выплаты гарантийного возмещения вкладчикам в случае принудительной ликвидации банка-участника.Вопросы гарантирования депозитов регулируются Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов,размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в РК».

АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (далее - КФГД), единственным акционером и учредителем которого является Национальный Банк Республики Казахстан,выплачивает вкладчикам – физическим лицам возмещение по их банковским депозитам в пределах максимальной суммы государственной гарантии в случае, если деятельность банка будет прекращена по решению суда.

Гарантия распространяется на депозиты в национальной и иностранной валютах.Гарантируются деньги физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, без образования юридического лица в национальной и иностранной валютах, независимо от их гражданства, находящиеся на счетах и вкладах банков, в том числе:срочные депозиты, депозиты до востребования, условные депозиты; деньги на текущих счетах и платежных картах.

Государственная гарантия по всем депозитам и банковским счетам на одного вкладчика в каждом из банков составляет:

до 10 миллионов тенге – по депозитам в национальной валюте,

до 5 миллионов тенге – по депозитам в иностранной валюте (в эквиваленте, по курсу обмена валют, установленному на дату вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации банка-участника).

Если вкладчик имеет несколько гарантируемых депозитов, различных по видам и валюте в одном банке, то размер государственной гарантии не превышает 10 миллионов тенге.

Если баланс депозита превышает сумму 10 миллионов тенге или 5 миллионов тенге (в эквиваленте) по депозитам и счетам в иностранной валюте, то КФГД выплатит возмещение в пределах максимальной суммы возмещения. После того, как вкладчик получил возмещение от КФГД, остаток сверх этой суммы возмещает ликвидационная комиссия принудительно ликвидируемого банка в порядке очередности, установленной законодательством.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан каждый банк, получивший от Национального Банка РК лицензию на прием депозитов, открытие и ведение счетов физических лиц, за исключением исламских банков, автоматически становится участником системы обязательного гарантирования депозитов, а значит депозит, размещенный в таком банке, находится под защитой КФГД.

Согласно банковскому законодательству, государственная гарантия на вознаграждение не распространяется, то есть оно возмещается ликвидационной комиссией принудительно ликвидируемого банка.

По законодательству и в общепринятой банковской практике, если договором банковского вклада предусмотрена капитализация вознаграждения, то капитализированное вознаграждение прибавляется к балансу депозита и становится объектом гарантии.

Более подробную информацию можно получить в Костанайском филиале Национального Банка Республики Казахстан по телефонам: 8(7142)53-27-89, 53-31-11.

Костанайский филиал

Национального Банка РК

* * * * *

Осторожно: финансовые пирамиды!

В последнее время на рынке частных инвестиций активизировалась деятельность организаций, имеющих признаки финансовых пирамид. Люди вступают в подобные организации добровольно, внося определенные суммы денег, как правило, без какого-либо подкрепления документарными процедурами, а ее участники не имеют правовых гарантий возврата вложенных средств.

Недостаточный уровень финансовой грамотности населения, непонимание основ экономики и механизмов инвестирования денег на фондовом рынке стали благодатной почвой для появления таких организаций.

Финансовая пирамида – специфический способ обеспечения дохода ее участников за счет постоянного привлечения новых участников с обещанием гарантированно высокой доходности (по сравнению с рыночным уровнем).

Одним из привлекательных условий вложения денег в финансовую пирамиду является возможность получения высокого дохода через довольно короткий промежуток времени.

В качестве финансового инструмента, используемого для совершения мошенничеств по принципу финансовой пирамиды, используются «ценные бумаги», а также договоры займа (привлечение денег), траста, страхования.

В редких случаях учредители организации-пирамиды действительно инвестируют полученные деньги в основные средства, ценные бумаги и т.д., но и в этом случае основная масса внесенных денег не может использоваться для серьезных инвестиций, поскольку необходима для выплаты обещанных высоких доходов.

Необходимо отметить, что привлечением денег от населения на территории Казахстана могут заниматься только банки второго уровня, а также Национальный оператор почты на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом.

Таким образом, операции по приему депозитов от физических лиц относятся к банковским и подлежат обязательному лицензированию. Нарушение законодательства Республики Казахстан о лицензировании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Согласно требованиям Гражданского кодекса Республики Казахстан иным лицам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры признаются недействительными с момента их заключения.

Соответственно деятельность организаций, не имеющих лицензии уполномоченного государственного органа на привлечение депозитов от физических лиц, но предлагающих населению разместить в данной организации свободные деньги, носит признаки мошенничества и является нарушением действующего законодательства Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что вложение денег в нерегулируемые организации сопровождается высоким уровнем риска их полной потери, поскольку взаимоотношения между ее участниками строятся на взаимодоверии, действия по передаче и концентрации денег осуществляются самими участниками.

Финансовые пирамиды имеют различные организационные структуры, виды деятельности и способы привлечения новых участников.

Вот основные признаки финансовой пирамиды:

1.Отсутствие лицензии уполномоченного государственного органа (Национальный Банк Республики Казахстан) на осуществление приема депозитов.

2.Отсутствие определения рода деятельности организации, ее устава, государственной регистрации.

3. Отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации.

4. Отсутствие гарантии сохранности вложений.

5. Обещание необоснованно высокой доходности вкладываемых средств, превышающей средний уровень по рынку заимствований.

6. Обещание выплаты бонусов за каждого привлеченного нового участника.

7. Обязательный вступительный взнос.

8. Массированная реклама в средствах массовой информации, сети Интернет.

9. Организация зрелищных рекламных шоу-презентаций компании с вручением дорогостоящих подарков участникам различных программ компании.

10. Непрозрачные структуры источников доходов, оборота средств, бизнес-процессов и др.

Если организация, которой вы хотите доверить свои деньги, обладает хотя бы несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую пирамиду?

Как не стать обманутым вкладчиком?

Во-первых: необходимо потребовать лицензию уполномоченного органа на осуществление приема депозитов, изучить репутацию компании и достоверность предоставляемой ею информации.

Отсутствие лицензии уполномоченного органа на прием депозитов должно насторожить. Деятельность организаций по приему от граждан денег, не имеющих соответствующей лицензии уполномоченного органа, незаконна.

Громкая и яркая реклама об успешных проектах, при этом отсутствие внятных разъяснений относительно схем инвестирования денег вкладчиков, а также излишняя конфиденциальность - признаки того, что вас вовлекают в финансовую пирамиду.

Чтобы не стать «жертвой» финансовой пирамиды, необходимо соблюдать элементарную бдительность и не доверять свои деньги сомнительным компаниям.

Во-вторых: не стоить верить обещаниям о гарантированной доходности инвестиций.

Мошенники хорошо знают психологию человека. Они с легкостью обещают доходность и в 20, и в 50, и в 100 процентов годовых, но предупреждают, что любые вложения при подобной доходности сопряжены с высоким риском потери всех инвестируемых средств.

Если доходность, которую вам предлагают, превышает доходность действующих в настоящее время процентов по банковским вкладам, то подобная организация выглядит подозрительно. Имейте в виду, что законных инструментов, которые имеют стабильную доходность, немного (банковские вклады и облигации).

В-третьих: щедрые вознаграждения за привлечение новых вкладчиков – верный признак того, что перед вами финансовая пирамида.

В-четвертых: не стоит доверять компании, которая привлекает средства по договору займа.

Как было указано выше, финансовые пирамиды не имеют лицензии на привлечение денег от населения. Самым распространенным договором, посредством которого привлекаются деньги населения, является договор займа. При этом договор займа составляется со всевозможными неточностями и оговорками, чтобы компания, заключившая договор, могла выйти «сухой из воды».

Пользуясь юридической и финансовой безграмотностью граждан, которые подписывают такие договоры, практически не глядя, компании-мошенники создают видимость законной деятельности.

В-пятых: на приглашение поучаствовать в корпоративных мероприятиях, розыгрыше всевозможных призов, подарков, путевок следует отвечать отказом.

Организаторы финансовых пирамид вовлекают своих вкладчиков во всевозможные корпоративные мероприятия. Делается это для создания образа успешной и прибыльной компании, а также для укрепления «корпоративного духа».

В-шестых: необходимо обратить внимание на то, каким образом компания принимает деньги вкладчиков.

Многие сомнительные компании принимают наличные деньги либо используют различные системы интернет-платежей и переводов без применения специальных расчетных счетов компании в банках и достоверной бухгалтерской отчетности своей деятельности. Однако уважающая себя компания не будет привлекать средства от физических лиц подобным образом. Честные компании стараются избегать принимать наличность и в своих собственных офисах.

Обязательно спросите у сотрудников компании, почему они принимают деньги через системы интернет-платежей или денежных переводов, а не используют стандартный метод безналичного перечисления на расчетный счет организации.

В-седьмых: необходимо изучить информацию о владельцах и руководстве компании, а также узнать, где она зарегистрирована.

Если данные о руководстве засекречены, а сама компания зарегистрирована на каких-нибудь островах или в оффшорной зоне, то стоит глубоко задуматься, прежде чем разместить в ней свои сбережения. Процедура регистрации компаний в оффшорных зонах максимально упрощена, а узнать имя реального владельца или того, кто на самом деле стоит за этой структурой, чрезвычайно сложно. Поэтому обязательно попросите представить учредительные документы компании.

Резюмируя вышеизложенное, размещение временно свободных денег целесообразно в финансовые организации, имеющие лицензии уполномоченного государственного органа на соответствующую деятельность.

Также следует отметить, что в соответствии с возложенными задачами правохранительные органы осуществляют функции по предупреждению и пресечению противоправной деятельности финансовых пирамид.

В этой связи в случае наличия претензий или несогласия с деятельностью организаций, имеющих признаки финансовых пирамид, филиал Национального Банка Республики Казахстан рекомендует обращаться в правоохранительные органы Республики Казахстан.

Костанайский филиал

Национального Банка РК

* * * * *

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

О приравнивании официальной ставки рефинансирования

к значению базовой ставки

Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2017 года № 30 «Об официальной ставке рефинансирования» с 1 апреля 2017 года значение официальной ставки рефинансирования приравнена к значению базовой ставки. В дальнейшем изменение базовой ставки будет приводить к автоматическому и синхронному изменению официальной ставки рефинансирования.

Решение о выравнивании ставок принято в целях выравнивания стоимости денег в различных сегментах экономики. В настоящее время стоимость денег на денежном рынке определяется базовой ставкой (на данный момент – 11%). При этом ранее уровень официальной ставки рефинансирования в размере 5,5%, используемой в гражданско-правовых и административно-правовых отношениях при начислении пени, штрафов для возмещения ущерба, исчисления упущенной прибыли, не отражал реальную стоимость денег.

Следует отметить, что для устранения данного дисбаланса на рынке выбран наиболее оптимальный момент – разница между ставками является минимальной.

* * * * *

О правах заемщика по договору банковского займа.

Получив в банке кредит, заемщик наряду с обязанностями приобретает права, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть прописаны в договоре банковского займа.

Во-первых, получив заем, не связанный с предпринимательской деятельностью, заемщик имеет право его вернуть в течение четырнадцати календарных дней без уплаты неустойки и штрафов. По истечении одного года с даты получения займа его можно также досрочно погасить без уплаты неустойки и штрафных санкций.

Во-вторых, если дата погашения по графику выпадает на выходной или праздничный день, то оплату можно произвести в следующий за ним рабочий день без уплаты неустойки и штрафов.

         В-третьих, заемщик может получить не чаще одного раза в месяц от банка бесплатную информацию о распределении поступающих денег в счет погашения задолженности по договору банковского займа. Для этого надо письменно обратиться в обслуживающий банк.

         В-четвертых, при желании досрочно погасить заем, заемщик на основании заявления вправе получить от банка информацию о размере причитающейся к возврату суммы с разбивкой на основной долг, вознаграждение, комиссии, неустойки, штрафы.

         Подобного рода информацию банки должны предоставлять в срок не более трех рабочих дней.

         В-пятых, при возникновении спорных ситуаций по полученному займу заемщик вправе письменно обратиться в банк и получить ответ в сроки, установленные Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

         В договоре ипотечного займа также должно содержаться право заемщика письменно обратиться к банковскому омбудсману для урегулирования разногласий, возникших из заключенного договора ипотечного займа.

         До заключения договора банковского займа потенциальному заемщику (физическому лицу) необходимо ознакомиться с проектами графиков погашения, рассчитанных методом дифференцированных платежей и методом аннуитетных платежей, и выбрать метод погашения.

         К договору, помимо графика, должна прилагаться подписанная и скрепленная печатью банка памятка для заемщика, в которой указываются общая сумма и валюта займа, срок займа, количество платежей и другие сведения касательно займа.

Если условиями о предоставлении займа предусмотрены требования о заключении договоров страхования и (или) на проведение оценки в целях определения рыночной стоимости имущества, являющегося обеспечением, заемщик вправе сам выбрать страховую организацию и оценщика.

.

Костанайский филиал Национального Банка РК

* * * * *

О развитии государственно-частного партнерства в Костанайской области

30 ноября 2015 года Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился с Посланием «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», в котором отразил, что для «разгрузки» бюджетных расходов необходимо активнее применять механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

Понятие государственно-частного партнерства для Казахстана не ново. Впервые этот инструмент появился в стране в 2006 году, когда был принят Закон Республики Казахстан «О концессиях», который предусматривал единственную форму ГЧП – контрактную. С принятием в конце 2015 года Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» возможности развития ГЧП существенно расширились. Так, в новом законе предусмотрена возможность реализации проектов институциональным способом, то есть создается совместное предприятие и финансирование может производиться за счет средств предпринимателей, госбюджета и нацкомпаний.

Механизмы ГЧП предоставляют ряд преимуществ как для государства, так и для развития бизнеса. Интерес обеих сторон вполне объясним. Для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники доходов. Государство же может оптимизировать бюджет с помощью частного капитала, вложенного в социально-значимые объекты, тем самым сняв с себя финансовую нагрузку.

Инструмент ГЧП подразумевает несколько способов осуществления проектов ГЧП:

- концессия;

- доверительное управление государственным имуществом;

- имущественный найм (аренда) государственного имущества;

- лизинг;

- договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство (наличие патента);

- контракт жизненного цикла;

- сервисный контракт.

Необходимо отметить, что частный бизнес ни в чем и никак не ограничен. Иметь место могут идеи любой социальной направленности. Например, в сфере образования, здравоохранения, спорта, туризма, культуры…

Это может быть реконструкция здания под детский сад или строительство спортивно-развлекательного комплекса в любом регионе области. Основное условие – востребованность, целесообразность и обязательная эксплуатация и обслуживание в дальнейшем. При этом инвестору будет обеспечен возврат вложенных средств после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию, и при условии передачи его в коммунальную собственность, в дальнейшем.

И наоборот, если предприниматель взялся за реконструкцию объекта, находящегося в государственной (коммунальной) собственности, он вправе выкупить это учреждение. Но в этом случае он лишается компенсации своих затрат из бюджета.

Действенной мерой по повышению привлекательности социальных проектов является государственная поддержка в виде гарантии потребления, которая дает возможность размещать государственный заказ в социальной сфере на среднесрочной и долгосрочной основе.

Также учтены и возможности предпринимателей, имеющих в собственности объекты: детский сад, медицинское учреждение, спортивный клуб и т.д. Владелец вправе инициировать проект и в случае отсутствия альтернативных предложений заключить договор ГЧП без проведения конкурса на основании прямых переговоров.

В соответствии с законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве» срок реализации проекта варьируется от 3 до 30 лет, в зависимости от его особенностей.

Несмотря на то, что новые механизмы ГЧП только начали развиваться, интерес предпринимателей Костанайской области к проектам ГЧП неуклонно растет. Уже есть несколько желающих принять участие в реализации проектов. Но для того, чтобы потенциальный частный партнер выиграл проект, ему надо пройти через конкурсные процедуры.

Сегодня в области сформирован перечень из 54 проектов ГЧП, планируемых к реализации в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, жилищного строительства, туризма, культуры и спорта.

В настоящее время по 7 проектам объявлены конкурсы, в том числе в сфере здравоохранения 2 проекта по строительству поликлиник на 250 посещений в смену каждая в поселке Затобольск и в г. Рудный. В образовании 4 проекта, они предусматривают реконструкцию 3-х зданий под детские сады в городах Костанай (ул. Пушкина 179), Рудный (ул. Сандригайло, 57а) и Житикара (бывший детский сад «Теремок»), а также монтаж блочно-модульной котельной в Михайловской средней школе Карабалыкского района.   В сфере жилищного строительства - реконструкция здания общежития под арендный жилой дом на 16 квартир в г. Лисаковск.

Реконструкция зданий под детские сады актуальна не только для г. Костаная, но и для других регионов области, ведь в очереди в дошкольные учреждения стоят более 21 тыс. детей в возрасте от 0 до 6 лет. Объектами реконструкции в основном являются типовые здания детских садов, которые ранее были переоборудованы под различные помещения.

Помимо вышеуказанных 7 проектов ГЧП, имеются и другие проекты, по которым ведется разработка конкурсных документаций в сфере образования и жилищно-коммунального хозяйства.                   

В области есть бизнесмены, желающие стать партнерами государства в рамках частной финансовой инициативы проекта ГЧП. Частная финансовая инициатива возможна при условии, что у частника на правах собственности или долгосрочной аренды имеется объект, который в дальнейшем может стать объектом ГЧП.

Так, в конце прошлого года на основании заявок потенциальных частных партнеров в средствах массовой информации, на сайтах организаторов конкурса, Управления экономики и бюджетного планирования и Казахстанского Центра ГЧП, была размещена краткая информация о планируемых проектах ГЧП в сферах здравоохранения и спорта.

Запрос выражения интереса или альтернативных предложений по аренде здания врачебной амбулатории в микрорайоне Костанай 2 и аренде спортивного комплекса «Futsal Arena» в г. Рудный заканчивается 25 и 28 января 2017 года соответственно.

По истечении указанного срока и проведения определенных процедур будут заключены договора ГЧП.

В результате инициаторы проектов будут иметь:

- государство – возможность оптимизировать бюджет, повышение качества предоставления образовательных, медицинских услуг, предоставление мест очередникам – жилья, мест в детских дошкольных учреждениях;

- бизнес в свою очередь - государственный заказ в виде гарантии потребления на период действия договора ГЧП, новые источники прибыли, компенсация инвестиционных затрат.

Кроме того, в ходе реализации проектов ГЧП частный партнер, которому объект ГЧП был передан в доверительное управление (государственная инициатива) либо в рамках частной финансовой инициативы имеет право, не нарушая трудовой распорядок и нормы договора, использовать данный объект для получения дополнительной прибыли. Например, если речь идет о строительстве или реконструкции детского сада, то частный партнер может открыть дополнительные платные группы, в выходные проводить детские праздники на коммерческой основе и другое. Если говорим о сфере здравоохранения, то может предоставлять платные услуги, проведение обучающих (практических) лекций/семинаров.   

В случае заинтересованности, за более подробной информацией в реализации подобных проектов, заинтересованное лицо может обратиться в отраслевые управления (здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, строительства, экономики и бюджетного планирования) или в Центр государственно-частного партнерства при АО «СПК «Тобол».

Руководитель управления экономики и бюджетного планирования                                                                                                           Е. Спанов


Отправить письмом
E-mail