Статистика блога
196
Записей
2556
Обращений
109062
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Борьба с коррупцией

* * * * *

ПРОТОКОЛ проведения заседания межведомственной комиссии по противодействию коррупции при акимате города Рудного 27 июня 2017 года.

ПРОТОКОЛ проведения заседания межведомственной комиссии по противодействию коррупции при акимате города Рудного 17 февраля 2017 года.

План работы Межведомственной комиссии по противодействию коррупции на 2017 год.

* * * * *

О роли предпринимателей в устранении причин и условий, способствующих коррупции

Главой государства развитие предпринимательства, обозначено стратегическим приоритетом реализации государственной политики Республики Казахстана.

Мировой опыт показывает, что активность субъектов малого и среднего предпринимательства влияет на становление страны в целом. Казахстан провозгласил курс на формирование социально-ориентированного рыночного общества, который требует целенаправленных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Однако сегодня субъекты предпринимательства сталкиваются со множеством проблемных вопросов, в числе которых бюрократизм и коррупционные проявления.

Новое антикоррупционное законодательство на сегодняшний день позволяет государственным органам совместно с бизнесом и субъектами квазигосударственного сектора поэтапно устранять данные проблемы.

Одним из действенных механизмов профилактики коррупции является анализ коррупционных рисков.

Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в текущем году проведен анализ коррупционных рисков в сфере предпринимательства по Костанайской области.

В соответствии с проведенным анализам по проблемным вопросам в сфере сельского хозяйства, в том числе связанных с нарушением прав и законных интересов предпринимателей установлены следующие факты, дискредитирующие государственную службу, такие как: необоснованный отказ при получении субсидий, непредоставление справки об отказе в предоставлении субсидий, нарушение прав предпринимателей при получении лицензии на право применения пестицидов аэрозольным и фумигационным способом, проблемный вопрос получения фитосанитарного и карантинного сертификата.

Наряду с этим в сфере архитектуры и градостроительства также имеются проблемные вопросы в виде создания излишних барьеров при допуске субъектов предпринимательства к работе с носителями картографо-геодезической информации, неправомерных отказов в предоставлении земельного участка, а также коррупционных рисков органов архитектурно-строительного контроля в области в сфере технического надзора.

Как показал анализ, и в сфере земельных отношений встречаются проблемные вопросы, зачастую связанные с отказами в предоставлении земельных участков для строительства в черте населенного пункта, истребования излишних документов при предоставлении земельных участков, необоснованных ограничений местных исполнительных органов в сроке предоставления земельных участков в аренду под рекламные конструкции, неправомерного изъятие земельных участков, находящихся в собственности у субъектов предпринимательства, под государственные нужды, а также неправомерного отказа в изменении целевого назначения земельных участков.

Практика показывает, государственные услуги находятся в топе функций, по которым допускаются такие нарушения как: отсутствие оснований для отказа в оказании государственной услуги, несоответствие процесса фактического оказания услуги утвержденному стандарту или регламенту и неравный доступ к получению государственной услуги.

Таким образом, согласно вынесенных Департаментом рекомендаций, следует, что обеспечение экономической безопасности государства невозможно без резкого снижения доли коррупции, которая препятствует развитию малого и среднего бизнеса, приводит к хищению природных ресурсов, осуществлению невыгодных для национальной экономики инвестиций и т.п.

С целью формирования «обратной связи» с предпринимателями региона, в 2017 году Департаментом подведены итоги специального социального опроса.

При оценке барьеров, препятствующих нормальному развитию бизнеса в Костанайской области, респондентами отмечено, что наибольшее влияние на условия ведения бизнеса оказывают вопросы кредитно-денежной политики. В частности к числу наиболее важных негативных факторов отмечены: инфляция – 69% и валютное регулирование – 49%.

Подобная позиция предпринимателей не отличается от средней по Республике, поскольку инфляционные процессы и проблемы курсовой валютной устойчивости, на сегодняшний день, являются основным негативным трендом развития экономики в Казахстане. Также 84% респондентов отметили проблемы налогового регулирования, в частности размер налогов и сборов.

В ходе исследования рассмотрены основные причины коррупционных правонарушений. При рассмотрении информации предоставленной предпринимателями и бизнесменами, выявлено, что в качестве наиболее выраженных проблемных моментов респондентами отмечены причины, оказывающие наибольшее воздействие на эффективность ведения бизнеса, связанные с временем, затрачиваемым на прохождение управленческих решений. Такие, например, как отсутствие возможности решения вопроса другим путем и большие сроки решения вопроса. Эти причины составили соответственно – 62% и 49%.

По мнению предпринимателей, уровень коррупции Костанайской области характеризуется как «средний», что, в общем, совпадает с точкой зрения населения по региону.

В разрезе сфер предпринимательства на наибольшее увеличение указали предприниматели, занятые в сфере бытового обслуживания – 40%, строительство и ЖКХ – 37,5%. Наибольшее снижение отмечено в сфере – финансов, страхования и налогов – 69,2%, компьютерные услуги – 57,1%, транспорт и авторемонт – 53,3%, образование и наука – 50%.

К числу сфер, в которых предпринимателям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда решение вопроса упрощал «подарок» (деньги, услуги, блага) предоставленный уполномоченному лицу 33% опрошенных отнесли сферу образования, 31% - отметил сдачу налоговой отчетности, сбор налогов, 29% - отметили сферу здравоохранения.

Создание благоприятных условий является одной из главнейших задач, стоящих перед государством. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально-экономического развития Республики

Альбина Жумабаева, главный специалист Управления профилактики коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

Антикоррупционные стандарты: значение и применение

Согласно Закона «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции наряду с анализом коррупционных рисков и антикоррупционным мониторингом является формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов.

Антикоррупционные стандарты - это установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.

Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Целью разработки антикоррупционных стандартов является установление системы рекомендаций, направленной на предупреждение коррупции в определенной сфере жизнедеятельности.

Задачами разработки антикоррупционных стандартов являются формирование устойчивого антикоррупционного поведения у лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений и своевременное выявление коррупционных проявлений и предотвращение их негативных последствий.

Как уже говорилось ранее, антикоррупционные стандарты разрабатываются для обособленных сфер общественных отношений, к которым могут быть отнесены:

здравоохранение, образование, культура и спорт, сельское хозяйство, энергетика и так далее.

Антикоррупционные стандарты определяют действия и решения лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений, направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и предотвращение коррупционных проявлений.

В основе антикоррупционного стандарта должны быть заложены непосредственные действия по исполнению должностных обязанностей с точки зрения недопущения проявлений коррупции при:

1) реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;

2) подготовке и принятии управленческих и иных решений в пределах своей компетенции;

3) подготовке проектов нормативных правовых актов;

4) иных общественно значимых отношениях в зависимости от специфики соответствующей сферы жизнедеятельности.

Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Участие общественности может обеспечиваться путем размещения на интернет-ресурсе разработчика проекта антикоррупционного стандарта и сбора предложений и замечаний к нему, проведения общественных слушаний, заседаний в формате «круглого» стола для обсуждения разрабатываемого проекта антикоррупционного стандарта.

Антикоррупционные стандарты утверждаются решением руководителя государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора, курирующего обособленную сферу общественных отношений.

Утвержденные антикоррупционные стандарты подлежат опубликованию на интернет – ресурсе разработчика и в иных средствах массовой информации.

Дисциплинарная или материальная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение антикоррупционного стандарта устанавливается решением руководителя государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора, курирующего определенную сферу жизнедеятельности.

Контроль за соблюдением антикоррупционных стандартов возлагается на руководителей соответствующих структурных подразделений государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора.

Информация о соблюдении (несоблюдении) антикоррупционных стандартов используются при аттестации и оценке эффективности работы сотрудников органа, организации.

Мухамбетова Г.С., главный специалист Управления профилактики коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ПО ВОПРОСАМ

ОКАЗАНИЯ ГОСУСЛУГ

Ежедневно каждый житель областного центра при получении государственных услуг взаимодействует с государственными органами, при этом не всегда остается довольным результатом.

В таких случаях нормы Закона «О государственных услугах» позволяют обратиться им с жалобами непосредственно в тот орган, в котором они получали госуслуги, в уполномоченный орган, и, наконец, обжаловать результаты госуслуги в судебном порядке.

Департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области, согласно обозначенной Законом компетенции, рассматривает вышеназванные жалобы.

По сравнению со статистикой поступивших обращений по вопросам оказания государственных услуг прошлых лет их количество существенно возросло.

Так, если в 2015 году поступило всего 2 таковых, то в текущем году их составило 39.

В основном заявители обращаются с жалобами на действия сотрудников акимата по фактам нарушения земельного законодательства, в частности на необоснованные отказы в предоставлении земельных участков, воспрепятствовании в размещении торговых павильонов и пр.

В ряде случаев авторы обращений выражают недовольство действиями либо бездействиями должностных лиц в сфере социальных вопросов.

В связи с чем, одним из приоритетов в работе Департамента является не только их всестороннее рассмотрение, но и восстановление нарушенных прав и законных интересов услугополучателей.

Законом «О государственных услугах» при рассмотрении жалоб предусмотрена возможность их продлевания, при этом сотрудники Департамента к данной возможности прибегают крайне редко.

Так, из общего количества преступивших обращений продлены только две.

По всем выявленным нарушениям Департаментом вносятся рекомендации в адрес госорганов по устранению нарушений и недопущению их впредь. Доля восстановленных прав составило 82%, при стратегическом показателе 76%.

Кроме того, в целях повышения правовой грамотности лиц, обратившихся в Департамент, в ответах на обращения разъясняется право обжалования принятого решения, предусмотренного статьей 12 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

О фактах нарушения прав и законных интересов при получении госуслуг каждый гражданин вправе напрямую обратиться в Департамент, в том числе посредством телефонов доверия (39-22-81, 39-34-15).

Сармулдинов Е.К., главный специалист Управления госуслуг Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

Статья на тему: «Принципы и факторы успеха в деятельности наставника»

Каждый человек при устройстве на новую работу вынужден адаптироваться не только к новым должностным обязанностям, но и к коллективу. Адаптация на рабочем месте является важнейшей составляющей кадровой работы. Для того, чтобы повысить эффективность адаптации сотрудника к новым для него рабочим условиям целесообразно использовать такой мощный институт, как наставничество.  
Согласно Правилам и условиям прохождения испытательного срока и порядка закрепления наставников, утвержденных приказом Председателя 
Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года №21 наставничество - это процесс адаптации и профессиональной подготовки служащих к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Наставник – государственный служащий, закрепляемый за служащим, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации.

Наставничество является одним из наиболее эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Опытный наставник, пользующийся авторитетом и вызывающий доверие у новичка, делится своим опытом, опираясь на теоретические знания, на свой реальный опыт и решение реальных задач. Такой человек активно помогает новому работнику набраться профессионализма в кратчайшие сроки, чем обеспечивает должное функционирование структурного подразделения и всего учреждения в целом.

Наставники должны присутствовать в учреждении постоянно, должен быть сформирован резерв наставников – список государственных служащих, рекомендованных советом наставников для наставнической деятельности. Резерв наставников формируется из числа государственных служащих со стажем государственной службы не менее двух лет, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих результаты оценки деятельности за последний год не ниже «эффективно», склонность к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, а также не имеющих за последний год дисциплинарных взысканий. В государственных органах со штатной численностью менее десяти единиц резерв наставников не формируется.
          Выбирая кандидата на наставничество, руководство обращает внимание на все деловые и личные качества работника. Как уже было отмечено выше, такой специалист должен иметь определённый стаж и опыт, обладать необходимой квалификацией, навыками и умениями. Его желание стать наставником должно быть добровольным либо он выражает согласие с выбором руководителя в письменном виде. Также кандидат должен обладать определённой психологической устойчивостью: выдержкой, уравновешенностью, умением делать логические выводы, и навыком внедрять креативные методики обучения. Важно умение и желание общаться с новыми работниками. Способность понятно излагать свои требования.

А. Оспанова, И.о. руководителя Управления государственной службы Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

 * * * * *

Важный фактор в современных конкурентных условиях

Президент страны Н.А. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что Казахстан строит «меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. 

Таким образом, Глава государства обозначил перед государственными служащими четкий ориентир, в частности, предложить населению знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека становится фактором успеха нации.

В этой связи, неукоснительное соблюдение государственными служащими действующего законодательства в сфере государственной службы, противодействию коррупции, Этического кодекса, профильных правовых актов является важным фактором в современных конкурентных условиях.

Неоднократно отмечалось, что любые правонарушения наносят колоссальный урон интересам общества и становятся фактором, сдерживающим экономический рост любой страны, поэтому рассмотрение и обсуждение на заседаниях Совета по этике итогов деятельности государственных органов по вопросам реализации законодательства о государственной службе и противодействию коррупции способствует повышению эффективности работы государственного аппарата.

За 9 месяцев 2017 года проведено 11 заседаний Совета по этике, на которых рассмотрено 46 вопросов, в том числе заслушаны отчеты об итогах работы по профилактике нарушений законодательства о государственной службе и противодействию коррупции, а также о принятых мерах по исполнению Плана реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы 4-х акимов районов и 9-ти руководителей госорганов, уполномоченного по этике, рассмотрены результаты 4 проведенных анализов, проблемные вопросы в деятельности государственных органов, выявленных в ходе проведения внешнего анализа коррупционных рисков.

По итогам вынесено 213 рекомендаций, из них 177 для руководителей местных исполнительных органов, 36 руководителей территориальных подразделений центральных государственных органов.

Рекомендации Совета по этике, прежде всего, направлены на активизацию деятельности государственных органов, повышение уровня знаний государственных служащих по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, государственной службе и государственных услугах, Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан; активизацию работы по антикоррупционному просвещению в рамках взаимодействия с НПО, усиление работы по внутреннему контролю за качеством оказания государственных услуг, анализ возникновения коррупционных рисков, конфликта интересов и принятие мер по их устранению.

Советом по этике рассмотрено 16 дисциплинарных дел, в том числе в отношении числе 4-х акимов сельских округов, 4-х заместителей руководителей территориальных подразделений центральных государ-ственных органов и 8-ми руководителей местных исполнительных органов.

В отношении 13 виновных лиц приняты меры дисциплинарного характера с наложением взысканий, в том числе 5 за проступки, дискредитирующие государственную службу (предупреждение о неполном служебном соответствии) , 8 за нарушение норм Этического кодекса государственных служащих (3 – замечание, 3- выговор, 2 - предупреждение о неполном служебном соответствии).

В настоящее время на территории области реализуется пилотный проект по введению самостоятельной работы членов Совета по этике, инициированный Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

В рамках проекта членами Совета по этике осуществлены приемы граждан по личным вопросам в Мендыкаринском, Узункольском районах и городе Костанае, в онлайн режиме организованы лекции для государственных служащих области «Антикоррупционная стратегия 2015-2025» и «Роль общества, политических партий и СМИ в деле противодействия и превенции коррупции».

Кроме того, в городе Костанае и Костанайском районе проведены рейды по установлению фактов нерационального использования служебного автотранспорта, по итогам которых возбуждено и рассмотрено на заседании Совета по этике дисциплинарное дело в отношении одного из акимов сельских округов области.

Исторический опыт человечества показывает, что действия людей в обществе должны быть согласованы и, при всем своём разнообразии, должны подчиняться определенным социальным нормам.

Функцию такого согласования для государственных служащих совместно с другими формами общественной деятельности выполняет Совет по этике.

Ведь любая активная форма человеческой деятельности, особенно профессиональная, нуждается в определенных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им отрицательно сказывается на результате работы.

Тулемисова А., главный специалист Управления контроля в сфере госслужбы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

Способы борьбы с коррупцией

Вследствие коррупционных деяний происходит неправомерное извлечение материальных и нематериальных благ, результатом чего является подрыв интересов общества и снижение авторитета государственной власти. Поэтому государство будет и дальше принимать все меры и создавать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях будет невыгодным и невозможным.
Одной из важных таких мер станет декларирование государственными служащими не только своих доходов, но и расходов. В дальнейшем такое декларирование будет распространено на все население, что окажет положительное влияние на соблюдение законности и обеспечение прозрачности в системе государственной службы. Для снижения уровня коррупции в государственном аппарате предусматривается дальнейшее поэтапное повышение заработной платы и социальных льгот чиновников по мере расширения финансовых возможностей государства. Эта задача актуализируется и с учетом того, что оплата труда государственных служащих пока остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с частным сектором. Неподкупность государственных служащих и прозрачность их деятельности – основа успешности антикоррупционной политики. Одной из предпосылок для коррупционных проявлений является также наличие непосредственного контакта чиновника с гражданином. Чем проще и прозрачнее процедура получения государственных услуг, тем меньше уровень коррупции. В этой связи принимаются меры по поэтапной передаче ряда государственных функций в негосударственный сектор – саморегулируемым организациям. Влияние человеческого фактора минимизирует и широкое использование современных информационных технологий. В результате возрастает объем услуг, оказываемых населению в электронном формате, в таком формате в том числе будет обеспечиваться выдача большинства разрешений. В базовых отраслях социальной сферы, включая образование и здравоохранение, оказание соответствующих услуг в электронном виде будет способствовать снижению коррупциогенности. Модернизируется система государственных закупок, которая относится к наиболее коррупционной сфере деятельности. Именно здесь совершается каждое четвертое коррупционное преступление. Для кардинального улучшения ситуации требуются такие меры, как закрепление единого оператора, внедрение автоматизированного подбора товаров, совершенствование процедур приема выполненных работ и услуг. Необходимо максимально автоматизировать процедуры оказания государственных услуг, в том числе в таможенной, налоговой сферах, в области сельского хозяйства, земельных отношений, банковской деятельности, расширить перечень государственных услуг, предоставляемых населению по принципу « одного окна» (через ЦОНы).

* * * * *

Важный фактор в современных конкурентных условиях

Президент страны Н.А. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что Казахстан строит «меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. 

Таким образом, Глава государства обозначил перед государственными служащими четкий ориентир, в частности, предложить населению знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека становится фактором успеха нации.

В этой связи, неукоснительное соблюдение государственными служащими действующего законодательства в сфере государственной службы, противодействию коррупции, Этического кодекса, профильных правовых актов является важным фактором в современных конкурентных условиях.

Неоднократно отмечалось, что любые правонарушения наносят колоссальный урон интересам общества и становятся фактором, сдерживающим экономический рост любой страны, поэтому рассмотрение и обсуждение на заседаниях Совета по этике итогов деятельности государственных органов по вопросам реализации законодательства о государственной службе и противодействию коррупции способствует повышению эффективности работы государственного аппарата.

За 9 месяцев 2017 года проведено 11 заседаний Совета по этике, на которых рассмотрено 46 вопросов, в том числе заслушаны отчеты об итогах работы по профилактике нарушений законодательства о государственной службе и противодействию коррупции, а также о принятых мерах по исполнению Плана реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы 4-х акимов районов и 9-ти руководителей госорганов, уполномоченного по этике, рассмотрены результаты 4 проведенных анализов, проблемные вопросы в деятельности государственных органов, выявленных в ходе проведения внешнего анализа коррупционных рисков.

По итогам вынесено 213 рекомендаций, из них 177 для руководителей местных исполнительных органов, 36 руководителей территориальных подразделений центральных государственных органов.

Рекомендации Совета по этике, прежде всего, направлены на активизацию деятельности государственных органов, повышение уровня знаний государственных служащих по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, государственной службе и государственных услугах, Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан; активизацию работы по антикоррупционному просвещению в рамках взаимодействия с НПО, усиление работы по внутреннему контролю за качеством оказания государственных услуг, анализ возникновения коррупционных рисков, конфликта интересов и принятие мер по их устранению.

Советом по этике рассмотрено 16 дисциплинарных дел, в том числе в отношении числе 4-х акимов сельских округов, 4-х заместителей руководителей территориальных подразделений центральных государ-ственных органов и 8-ми руководителей местных исполнительных органов.

В отношении 13 виновных лиц приняты меры дисциплинарного характера с наложением взысканий, в том числе 5 за проступки, дискредитирующие государственную службу (предупреждение о неполном служебном соответствии) , 8 за нарушение норм Этического кодекса государственных служащих (3 – замечание, 3- выговор, 2 - предупреждение о неполном служебном соответствии).

В настоящее время на территории области реализуется пилотный проект по введению самостоятельной работы членов Совета по этике, инициированный Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

         В рамках проекта членами Совета по этике осуществлены приемы граждан по личным вопросам в Мендыкаринском, Узункольском районах и городе Костанае, в онлайн режиме организованы лекции для государственных служащих области «Антикоррупционная стратегия 2015-2025» и «Роль общества, политических партий и СМИ в деле противодействия и превенции коррупции».

Кроме того, в городе Костанае и Костанайском районе проведены рейды по установлению фактов нерационального использования служебного автотранспорта, по итогам которых возбуждено и рассмотрено на заседании Совета по этике дисциплинарное дело в отношении одного из акимов сельских округов области.

Исторический опыт человечества показывает, что действия людей в обществе должны быть согласованы и, при всем своём разнообразии, должны подчиняться определенным социальным нормам.

Функцию такого согласования для государственных служащих совместно с другими формами общественной деятельности выполняет Совет по этике.

Ведь любая активная форма человеческой деятельности, особенно профессиональная, нуждается в определенных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им отрицательно сказывается на результате работы.

Тулемисова А., главный специалист Управления контроля в сфере госслужбы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

 

* * * * *

«Принципы и факторы успеха в деятельности наставника»

Каждый человек при устройстве на новую работу вынужден адаптироваться не только к новым должностным обязанностям, но и к коллективу. Адаптация на рабочем месте является важнейшей составляющей кадровой работы. Для того, чтобы повысить эффективность адаптации сотрудника к новым для него рабочим условиям целесообразно использовать такой мощный институт, как наставничество.  
Согласно Правилам и условиям прохождения испытательного срока и порядка закрепления наставников, утвержденных приказом Председателя 
Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года №21 наставничество - это процесс адаптации и профессиональной подготовки служащих к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Наставник – государственный служащий, закрепляемый за служащим, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации.

Наставничество является одним из наиболее эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Опытный наставник, пользующийся авторитетом и вызывающий доверие у новичка, делится своим опытом, опираясь на теоретические знания, на свой реальный опыт и решение реальных задач. Такой человек активно помогает новому работнику набраться профессионализма в кратчайшие сроки, чем обеспечивает должное функционирование структурного подразделения и всего учреждения в целом.

Наставники должны присутствовать в учреждении постоянно, должен быть сформирован резерв наставников – список государственных служащих, рекомендованных советом наставников для наставнической деятельности. Резерв наставников формируется из числа государственных служащих со стажем государственной службы не менее двух лет, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих результаты оценки деятельности за последний год не ниже «эффективно», склонность к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, а также не имеющих за последний год дисциплинарных взысканий. В государственных органах со штатной численностью менее десяти единиц резерв наставников не формируется.
Выбирая кандидата на наставничество, руководство обращает внимание на все деловые и личные качества работника. Как уже было отмечено выше, такой специалист должен иметь определённый стаж и опыт, обладать необходимой квалификацией, навыками и умениями. Его желание стать наставником должно быть добровольным либо он выражает согласие с выбором руководителя в письменном виде. Также кандидат должен обладать определённой психологической устойчивостью: выдержкой, уравновешенностью, умением делать логические выводы, и навыком внедрять креативные методики обучения. Важно умение и желание общаться с новыми работниками. Способность понятно излагать свои требования.

А. Оспанова, И.о. руководителя Управления государственной службы Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

 

* * * * *

О роли предпринимателей в устранении причин и условий, способствующих коррупции

Главой государства развитие предпринимательства, обозначено стратегическим приоритетом реализации государственной политики Республики Казахстана.

Мировой опыт показывает, что активность субъектов малого и среднего предпринимательства влияет на становление страны в целом. Казахстан провозгласил курс на формирование социально-ориентированного рыночного общества, который требует целенаправленных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Однако сегодня субъекты предпринимательства сталкиваются со множеством проблемных вопросов, в числе которых бюрократизм и коррупционные проявления.

Новое антикоррупционное законодательство на сегодняшний день позволяет государственным органам совместно с бизнесом и субъектами квазигосударственного сектора поэтапно устранять данные проблемы.

 Одним из действенных механизмов профилактики коррупции является анализ коррупционных рисков.

Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в текущем году проведен анализ коррупционных рисков в сфере предпринимательства по Костанайской области.

В соответствии с проведенным анализам по проблемным вопросам в сфере сельского хозяйства, в том числе связанных с нарушением прав и законных интересов предпринимателей установлены следующие факты, дискредитирующие государственную службу, такие как: необоснованный отказ при получении субсидий, непредоставление справки об отказе в предоставлении субсидий, нарушение прав предпринимателей при получении лицензии на право применения пестицидов аэрозольным и фумигационным способом, проблемный вопрос получения фитосанитарного и карантинного сертификата.

Наряду с этим в сфере архитектуры и градостроительства также имеются проблемные вопросы в виде создания излишних барьеров при допуске субъектов предпринимательства к работе с носителями картографо-геодезической информации, неправомерных отказов в предоставлении земельного участка, а также коррупционных рисков органов архитектурно-строительного контроля в области в сфере технического надзора.

Как показал анализ, и в сфере земельных отношений встречаются проблемные вопросы, зачастую связанные с отказами в предоставлении земельных участков для строительства в черте населенного пункта, истребования излишних документов при предоставлении земельных участков, необоснованных ограничений местных исполнительных органов в сроке предоставления земельных участков в аренду под рекламные конструкции, неправомерного изъятие земельных участков, находящихся в собственности у субъектов предпринимательства, под государственные нужды, а также неправомерного отказа в изменении целевого назначения земельных участков.

Практика показывает, государственные услуги находятся в топе функций, по которым допускаются такие нарушения как: отсутствие оснований для отказа в оказании государственной услуги, несоответствие процесса фактического оказания услуги утвержденному стандарту или регламенту и неравный доступ к получению государственной услуги.

Таким образом, согласно вынесенных Департаментом рекомендаций, следует, что обеспечение экономической безопасности государства невозможно без резкого снижения доли коррупции, которая препятствует развитию малого и среднего бизнеса, приводит к хищению природных ресурсов, осуществлению невыгодных для национальной экономики инвестиций и т.п.

С целью формирования «обратной связи» с предпринимателями региона, в 2017 году Департаментом подведены итоги специального социального опроса.

При оценке барьеров, препятствующих нормальному развитию бизнеса в Костанайской области, респондентами отмечено, что наибольшее влияние на условия ведения бизнеса оказывают вопросы кредитно-денежной политики. В частности к числу наиболее важных негативных факторов отмечены: инфляция – 69% и валютное регулирование – 49%.

Подобная позиция предпринимателей не отличается от средней по Республике, поскольку инфляционные процессы и проблемы курсовой валютной устойчивости, на сегодняшний день, являются основным негативным трендом развития экономики в Казахстане. Также 84% респондентов отметили проблемы налогового регулирования, в частности размер налогов и сборов.

В ходе исследования рассмотрены основные причины коррупционных правонарушений. При рассмотрении информации предоставленной предпринимателями и бизнесменами, выявлено, что в качестве наиболее выраженных проблемных моментов респондентами отмечены причины, оказывающие наибольшее воздействие на эффективность ведения бизнеса, связанные с временем, затрачиваемым на прохождение управленческих решений. Такие, например, как отсутствие возможности решения вопроса другим путем и большие сроки решения вопроса. Эти причины составили соответственно – 62% и 49%.

По мнению предпринимателей, уровень коррупции Костанайской области характеризуется как «средний», что, в общем, совпадает с точкой зрения населения по региону.

В разрезе сфер предпринимательства на наибольшее увеличение указали предприниматели, занятые в сфере бытового обслуживания – 40%, строительство и ЖКХ – 37,5%. Наибольшее снижение отмечено в сфере – финансов, страхования и налогов – 69,2%, компьютерные услуги – 57,1%, транспорт и авторемонт – 53,3%, образование и наука – 50%.

К числу сфер, в которых предпринимателям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда решение вопроса упрощал «подарок» (деньги, услуги, блага) предоставленный уполномоченному лицу 33% опрошенных отнесли сферу образования, 31% - отметил сдачу налоговой отчетности, сбор налогов, 29% - отметили сферу здравоохранения.

Создание благоприятных условий является одной из главнейших задач, стоящих перед государством. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально-экономического развития Республики

Альбина Жумабаева, главный специалист Управления профилактики коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

Антикоррупционные стандарты: значение и применение

Согласно Закона «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции наряду с анализом коррупционных рисков и антикоррупционным мониторингом является формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов.

Антикоррупционные стандарты - это установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.

Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Целью разработки антикоррупционных стандартов является установление системы рекомендаций, направленной на предупреждение коррупции в определенной сфере жизнедеятельности.

Задачами разработки антикоррупционных стандартов являются формирование устойчивого антикоррупционного поведения у лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений и своевременное выявление коррупционных проявлений и предотвращение их негативных последствий.

Как уже говорилось ранее, антикоррупционные стандарты разрабатываются для обособленных сфер общественных отношений, к которым могут быть отнесены:

здравоохранение, образование, культура и спорт, сельское хозяйство, энергетика и так далее.

Антикоррупционные стандарты определяют действия и решения лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений, направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и предотвращение коррупционных проявлений.

В основе антикоррупционного стандарта должны быть заложены непосредственные действия по исполнению должностных обязанностей с точки зрения недопущения проявлений коррупции при:

1) реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;

2) подготовке и принятии управленческих и иных решений в пределах своей компетенции;

3) подготовке проектов нормативных правовых актов;

4) иных общественно значимых отношениях в зависимости от специфики соответствующей сферы жизнедеятельности.

Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Участие общественности может обеспечиваться путем размещения на интернет-ресурсе разработчика проекта антикоррупционного стандарта и сбора предложений и замечаний к нему, проведения общественных слушаний, заседаний в формате «круглого» стола для обсуждения разрабатываемого проекта антикоррупционного стандарта.

Антикоррупционные стандарты утверждаются решением руководителя государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора, курирующего обособленную сферу общественных отношений.

Утвержденные антикоррупционные стандарты подлежат опубликованию на интернет – ресурсе разработчика и в иных средствах массовой информации.

Дисциплинарная или материальная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение антикоррупционного стандарта устанавливается решением руководителя государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора, курирующего определенную сферу жизнедеятельности.

Контроль за соблюдением антикоррупционных стандартов возлагается на руководителей соответствующих структурных подразделений государственного органа, организации, субъекта квазигосударственного сектора.

Информация о соблюдении (несоблюдении) антикоррупционных стандартов используются при аттестации и оценке эффективности работы сотрудников органа, организации.

Мухамбетова Г.С., главный специалист Управления профилактики коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

Антикоррупционный стандарт ГУ "Аппарат акима города Рудного"


* * * * *

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел внутренней политики"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел культуры и развития языков"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел физической культуры и спорта"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел земельных отношений"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел ветеринария"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел предпринимательства и сельского хозяйства"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел занятости и социальных программ"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел образования"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел строительства"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел ЖКХ, ПТ и АД"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Рудненский городской отдел финансов"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Отдел жилищной инспекции" акимата города Рудного

Антикоррупционный стандарт ГУ "Аппарат акима посёлка Качар"

Антикоррупционный стандарт ГУ "Аппарат акима посёлка Горняцкий"

* * * * *

«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В БИЗНЕС-СРЕДЕ»

 

В 2015 году Указом Главы государства и во исполнение 13 шага  Плана нации 100 конкретных шагов в части усиления борьбы с коррупцией принят новый закон «О противодействии коррупции», который в отличии от предыдущего закона закрепил в себе основные механизмы профилактики и превенции коррупции. Также была принята Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, где особое внимание уделено противодействию коррупции в квазигосударственном секторе.

Вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира возможно лишь при соблюдении современных принципов деловой этики и добросовестного ведения бизнеса. В Антикоррупционной стратегии говорится о необходимости принятия антикоррупционных мер в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности предпринимательства. Это меры по созданию условий для обеспечения прозрачности при оказании услуг гражданам субъектами квазигосударственного и частного сектора, расширение использования электронных технологий в банковской сфере, установление четких критериев для определения тарифов в сфере естественных монополий.     

На сегодняшний день Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции ведется целенаправленная работа по улучшению условий бизнеса, сокращению  административных барьеров, защите предпринимательского сектора, совершенствуются эффективные механизмы, направленные на снижение уровня коррупции в сфере предпринимательской деятельности. Приняты комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата, сокращающие прямые контакты чиновников с гражданами и минимизирующие условия для коррупционных явлений. Нужно сформировать нетерпимое отношение казахстанских граждан к этому социальному злу, путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции.

Внедрение политики отказа от делового сотрудничества с компаниями, не желающими отречься от коррупционной практики ведения бизнеса было бы хорошим началом. Противодействие коррупции неэффективно без одновременной борьбы с теневой экономикой, ведь теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и необходимое ей число коррумпированных лиц.

В рамках проведенного анлиза коррупционных рисков в сфере предпринмательства Департаментом с учетом международного опыта выработано предложение в сфере государственных закупок, в части введения на законодательном уровне обязанности государственных органов ознакамливать поставщиков с антикоррупционными памятками.

В завершении остается добавить, что противодействовать коррупции это долг каждого гражданина нашего государства, ведь лишь совместными усилиями обществу удастся не допустить проникновения этого социального зла под названием «Коррупция». Чтобы этого достичь, необходимо достучаться до сознания каждого гражданина,  несмотря на то, госслужащий это, или бизнесмен, только совместными усилиями можно вывести бизнес Республики Казахстана на принципиально новый, конкурентоспособный уровень.

Молдир Шериева, главный специалист управления профилактики коррпуции Департамента Агентства РК по делам госудрственной службы  и противодействию коррупции


* * * * *

Как поступить на государственную службу?

 Во все времена считалось, что основной движущей силой любой страны является именно молодое поколение. Рост сегодняшнего имиджа нашей с Вами страны, страны больших возможностей и огромных потенциалов требует от всех нас приложений колоссальных усилий в реализации совместных задач и вызовов в противодействии  такому социальному злу как коррупция.

2015 год для нашей страны ознаменовался усовершенствованием системы государственного управления, то есть проведением административной реформы государственных институтов. Глава государства обозначил 5 институциональных реформ и 100 конкретных шагов по их реализации. При этом, Лидер нации отвел особую роль профессионализации государственного аппарата.

Государственная служба Республики Казахстан – это деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В свою очередь административный государственный служащий – государственный служащий, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Квалификационные требования – это требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие государственной должности, по образованию, опыту работы и компетенциям.

Должностные полномочия – права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающие целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие.

Необходимо четко осознавать, что сейчас подходы к реализации антикоррупционной политики и системы государственного управления кардинально изменились.

Сегодня молодежь наверняка задается вопросом куда идти дальше, определяется с профессией либо с местом работы, в целом находится на перепутье. Хочется напомнить о том, что государственная служба доступна каждому гражданину нашей страны, и многие молодые люди и девушки сегодня заблуждаются думая, что на государственную службу принимаются люди лишь имеющие за плечами определенный опыт. Поспешу опровергнуть данный факт, и это предусмотрено на законодательном уровне, т.е. сегодня достаточно иметь диплом о высшем образовании, для этого вышеуказанным законом предусмотрены категории должностей, на которые выпускники ВУЗа могут подать.

Что необходимо сегодня Вам знать для поступления на государственную службу:

Первое: Это, конечно же, прохождение тестирование на знание государственного языка, законодательства РК и получение сертификата. А также оценка личных качеств кандидатов, которая проводится в форме тестирования, по итогам которого выдается заключение.

Второе: Просмотреть объявления о проведении конкурса на замещение вакантной административной должности, которые публикуются на интернет-ресурсах государственных и уполномоченного органов.

Третье: Желающие принять участие в конкурсе на замещение вакантной административной государственной должности, подают в государственный орган, проводящий конкурс определенный перечень документов, с которым вы ознакомитесь уже из объявления.

Четвертое.    Пройти собеседование. Кандидаты, допущенные к собеседованию, проходят его в государственных органах, объявивших конкурс, в течение трех рабочих дней со дня уведомления кандидатов о допуске их к собеседованию.

Пятое. При получении положительного результата государственный орган принимает на объявленную должность кандидата, получившего положительное заключение конкурсной комиссии.

Шестое. Выпускник ВУЗа, имеющий высшее образование может претендовать на занятие вакантных административных должностей «главный» и «ведущий специалист» в департаментах (по категории С-О-5,С-О-6), управлениях (по категории D-О-4, D-О-5), аппаратах акимах городов и районов (по категории Е-4, Е-5), районных и городских отделах (по категории E-R-4, E-R-5), управлениях городов и районов (C-R-4,C-R-5), аппаратах сел (E-G-3,  E-G-4).

В целом программа тестирования состоит из трех программ. Молодым выпускникам необходимо обратить внимание сразу на вторую и третью, так как первая программа рассчитана на более опытных. То есть, Вторая программа предназначена для категорий: B-5, C-4, C-5, C-O-4, C-O-5, C-O-6, C-R-2, C-R-3, C-R-4, D-4, D-5, D-O-4, D-O-5, D-O-6, E-3, E-R-1, E-R-2, E-R-3, E-G-1, E-G-2, здесь необходимо знать Конституцию РК, Законы: О Президенте РК, О государственной службе Республики Казахстан, О противодействии коррупции, Об административных процедурах, О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, О государственных услугах, О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан, Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих).

Третья программа предназначена для категорий: C-R-5, E-4, E-5, E-R-4, E-R-5, E-G-3, E-G-4 и включает такие законы как Конституция РК, О государственной службе Республики Казахстан, О противодействии коррупции, О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, О государственных услугах, О местном государственном управлении и самоуправлении, О государственных услугах, Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих).

Сегодня есть немало утверждающих, что процедура поступления на государственную службу сложна, потому многие талантливые ребята боятся и не решаются поступать.

Повторюсь - сегодня поступление на государственную службу доступно всем и процедура поступления стала менее сложной.

К примеру, если раньше участники конкурса на вакантную должность проходили тестирование на знание законодательства РК после объявления конкурса, то сейчас желающий поступить на государственную службу проходит тестирование до объявления конкурса, получает сертификат и заключение на оценку личных качеств, который действует 1 год, что дает возможность участвовать в многочисленных конкурсах. В настоящее время в нашей стране очень много талантливых выпускников ВУЗов, которые хотят работать на государственной службе. И я думаю, если человек действительно талантлив и хочет стать профессионалом своего дела, то ему нечего бояться. 

Глава государства неслучайно обозначил в числе первых 100 конкретных шагов Плана Нации именно профессионализацию государственного аппарата. На каждом заседании Парламента, а также на встречах с молодежью, он делает большой акцент на том, что на государственной службе должны работать профессионалы и каждый государственный орган должен формировать профессиональный государственный аппарат.

На сегодняшний день в нашей стране усилен институт общественного контроля. Все конкурсы на замещение вакантных госдолжностей сегодня проводятся максимально прозрачно. В них принимают участие независимые наблюдатели из числа граждан, которые вносят свои рекомендации относительно кандидата.

В Плане Нации «100 конкретных шагов», одним из главных приоритетов в стратегической установке по вхождению нашей страны в 30 самых развитых государств мира является совершенствование работы государственных институтов в атмосфере честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры.

Нами принимаются все необходимые меры для выполнения поставленных Главой государства задач по реализации политики в сфере государственной службы и противодействия коррупции.

 Г.Ж. Кабылова, главный специалист Управления государственной службы Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области


* * * * *

Запрет на использование служебного авто в личных целях!

 Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 (далее – Этический кодекс) определено: несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.

Соблюдение государственными служащими содержащихся в Этическом Кодексе требований является их служебным долгом.

Госслужащие должны обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства.

Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее - Департамент) и Советом по этике в Костанайской области, в целом, принимаются все необходимые меры для выполнения поставленных Главой государства задач по реализации политики в сфере государственной службы, проводится определённая работа по обеспечению соблюдения законности государственными органами и служащими нашей области Этического кодекса.

         В свете активной работы по соблюдению служащими требований Этического кодекса, Департаментом организованы мероприятия по недопущению использования служебного автотранспорта в личных целях и интересах.

            В рамках реализации мероприятий совместно с сотрудниками дорожной полиции, представителями общественных организаций, СМИ на постоянной основе  проводятся городские рейды по выявлению фактов недопустимости использования государственными служащими служебного автотранспорта в личных целях.

            Необходимо обратить внимание, что указанная работа основана на принципах прозрачности, открытости, гласности, нулевой терпимости к различным формам проявления коррупции, а также соблюдения норм Этического кодекса.

            Вместе с тем, в настоящее время говорить о полном и повсеместном соблюдении данных норм служебной этики преждевременно. Об этом свидетельствуют результаты анализа, проведенного Департаментом.

            Так, при проверке на предмет рационального использования служебного автотранспорта установлены факты использования служебного авто в выходные, праздничные дни, а также в личных целях.

            В текущем году по результатам мероприятия остановлено 7 машин, сотрудниками дорожной полиции наложены штрафы, виновные лица понесли дисциплинарную ответственность.

            Проведенный анализ показал, что многими госслужащими допускается формальный подход к исполнению своих обязанностей, соблюдению норм служебной этики, что негативно сказывается на имидже госслужбы и подрывает доверие общества в целом.

            Обращаясь к читателям в заключение хотелось бы отметить, проявлять активную гражданскую позицию и сообщали в Департамент о нерациональном использовании служебного автотранспорта государственными служащими по телефону 8 (714-2) 39-31-65.

А. Касенов , главный специалист Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции  по Костанайской области                    


* * * * *

№ исх: 05-12/1331   от: 30.03.2017

Казахстан - активный участник международного сотрудничества в вопросах противодействия коррупции

Эффективная реализация Стратегии «Казахстан-2050», Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Пяти институциональных реформ, Плана нации «100 конкретных шагов», Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2017 годы и иных стратегических и программных документов требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами.

На сегодняшний день Казахстан является членом Ассоциации Антикоррупционных ведомств в (IACCA, г.Пекин), Антикоррупционной Сети Организации Экономического Развития и Сотрудничества для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР), Антикоррупционной Инициативы для стран Азии и Тихоокеании Азиатского Банка Развития и Организации Экономического Развития и Сотрудничества (АБР/ОЭСР, г.Манила), Международной Антикоррупционной Академии (МАКА, г.Лаксенбург) и Межгосударственного Совета по противодействию коррупции СНГ (МГСПК, г. Минск).

Также, в сфере государственной службы действуют 13 меморандумов о взаимопонимании с Кыргызстаном, Турцией, Венгрией, Финляндией, Китаем, Арменией, Таиландом, Францией, Великобританией, Грузией, Эстонией, Израилем и Южной Кореей.

Для Казахстана, который в прошлом году отметил 25-летие Независимости профилактика и противодействие коррупционных правонарушений является одним из главных направлений государственной политики. В этой связи, государственными органами, в том числе Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области (далее - Департамент) и институтами гражданского общества ведется активная деятельность по формированию нетерпимого отношения населения к коррупции и освещению антикоррупционной деятельности государства в СМИ.

В рамках разработанных Планов в 2017 году Департаментом проведено 176 мероприятий с различными целевыми группами (в т.ч. семинары, круглые столы, лекции, заседания консультативно-совещательных органов, интеллектуальные игры, брифинги, пресс-конференции, общественные приемные, флешмобы, спортивные мероприятия, акции). Охват проведенным комплексом мероприятий составил порядка пяти тысяч жителей региона. В результате деятельности специалистов Департамента в средствах массовой информации опубликовано более 1000 новостных и информационных материалов.

В этой связи, призываем всех неравнодушных граждан к судьбе своей страны к взаимному сотрудничеству и непосредственному принятию участия в мерах по противодействию коррупции. Ведь культивирование «нулевой» терпимости к коррупции в правосознании граждан — одно из ключевых направлений Антикоррупционной политики Казахстана.


Кадирбаев Ж.М. – главный специалист управления профилактики коррупции Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области


* * * * *

№ исх: 05-12/1331 от: 30.03.2017

Практика проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

Вопросам эффективной борьбы с проявлениями коррупции в нашей стране отводится большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества.

В системе противодействия коррупции основополагающим является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.

Анализ коррупционных рисков является новым инструментом противодействия коррупции.

В целом, обобщая имеющиеся теоретические и нормативные определения «коррупционный риск», можно сделать вывод, что все они сводятся к наличию благоприятных условий и обстоятельств, обеспечивающих возможность совершенствования механизмов противодействия коррупционным правонарушениям.

Существует два вида анализа коррупционных рисков: внешний и внутренний. Если внешний анализ реализовывается уполномоченным органом, то внутренний, согласно Типовым правилам, государственные органы организации и субъекты квазигосударственного сектора проводят самостоятельно.

На законодательном уровне госорганам предоставлена возможность самим выявлять коррупционные риски и самим же предотвращать совершение таких правонарушенийя.

За 2016 год согласно отчетной информации, представленной госорганами внутренний анализ коррупционных рисков проведен в 423 госорганах ( в том числе аппараты акимов городов и районов, отделы и сельские округа - 391, маслихаты – 17, ТПЦГО -15).

В результате данных анализов, 90% госорганов не выявили в нормативных правовых актах, а также в своей деятельности коррупционные риски.

В то время как при проведении внешнего анализа Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области в деятельности 12 госорганов и 1 организаций выявлено 85 нарушений, 61 противоречий, 57 дискреционных норм.

Стоит отметить, что качество проведения внутреннего анализа коррупционных рисков государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора является важной составляющей при выявлении причин и условии способствующих совершению коррупционных правонарушений и находится на особом контроле, т.к. оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности в различных сферах общественных отношений, установление причин и условий, мотивов воспроизводства коррупционных отношений способствует выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, проблем, возникающих в практике их реализации, а также недостатков в организационном, ресурсном обеспечении этой деятельности и соответственно выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного общества.

Шабденова А.М. – главный специалист управления профилактики коррупции Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области

* * * * *

ИНФОРМАЦИЯ

по исполнению пункта 3.2.

Плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации

Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике

3.2. Акиматом города Рудного надлежащим образом реализуется Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

На постоянной основе проводится ряд меропиятий по противодействию коррупционных преступлений и правонарушений.

Так, при акимате города Рудного работает межведомственная комиссия по вопросам борьбы с коррупцией созданная постановлением акимата № 961 от 3 июня 2014 года. Согласно утвержденному плану работы комиссии, заседания проводятся ежеквартально. За истекший период 2015 года проведено 2 заседания. Рассматриваются вопросы реализации программы по борьбе с коррупцией, подводятся квартальные итоги.

Также распоряжением акима города Рудного за № 89-р от 3 апреля 2014 г. создана рабочая группа по изучению совершаемых на территории города Рудного случаев коррупционных правонарушений и преступлений.

За истекший период 2015 года рабочей группой рассмотрено одно коррупционное преступление и одно правонарушение.

Во всех государственных учреждениях города Рудного реализующих «Плана мероприятий по противодействию коррупции в Костанайской области на 2013 – 2015 годы» имеются Планы мероприятий по борьбе с коррупцией и соблюдению Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан на 2015 год.

Ежемесячно с государственными служащими акимата проводятся занятия ШПЗ (школы правовых знаний) по разъяснению законодательства Республики Казахстна в том числе Кодекса чести государственного служащего.

Ежегодно для повышения уровня профессионализма, государственных служащих акимата направляют на курсы переподготовки квалификации за 2015 год:

РЦО

(региональный центр обучения)

Количество

человек

Переподготовка

14

Повышение квалификации

3

Еженедельно в средствах массовой информации публикуются и транслируются отчетные материалы государственных учреждений о проводимой работе по противодействию коррупции, статьи выступлений руководителей государственных учреждений.

За 6 месяцев 2015 года из городского бюджета на на освещения вопроса борьбы с коррупцией в СМИ затрачено около 330 000 (трех сот тридцать тысячь)тенге:

Телевидение:    121, 18 минут;

Радио: 420 минут;

Печать: 1006,09 кв.см.

Во всех государственных учреждениях подведомственных акимату города имеются планы по борьбе с коррупцией, согласно которому проводятся мероприятия, ведется контроль по работе телефона доверия, «ящика» для жалоб и предложений, на информационном сайте размещается информация, статьи по борьбе с коррупцией.   

Утвержден медиа-план информационного сопровождения мероприятий направленных на профилактику и противодействие коррупции, ежемесячно руководители государственных учреждений акимата по средством массовой информации транслируют и публикуют сведения о проводимой работе, об оказании государственных услуг и исполнении плановых мероприятий с указанием освоенных денежных средств выделенных из местного бюджета.

Ежегодно аким и заместители акима участвуют в акции «Начни с себя» в газете Рудненский рабочий публикуются сведения о доходах. В 2015 году 9 июня в газете Рудненский рабочий опубликована информация о доходах акима и его заместителей за прошедший год.

За первое полугодие 2015 года в городе Рудном за совершение коррупционных правонарушений к дисциплинарной ответственности привлечено 2 лица уполномоченных на выполнение государственных функций.

За совершение 2 коррупционных преступлений к уголовной ответственности привлечено 3 лица уполномоченных на выполнение государственных функций.

Работа по борьбе с коррупцией при акимате города Рудного продолжается на должном уровне.

Конкурсы на государственную службу проводятся исключительно в рамках закона, на основании конкуренции и равной доступности.

Государственные закупки в государственных учреждениях проводятся через веб - портал, согласно утвержденным годовым планам. Ведется журнал регистрации договоров. Отделом финансов осуществляется постоянный контроль за своевременностью проведения процедур государственных закупок.

При акимате функционирует земельная комиссия. Еженедельно рассматриваются обращения по земельным отношениям. Решения принимаются с соблюдением земельного законодательства. Также прокуратурой города Рудного часто проводятся проверки по соблюдению законодательства при выделении земельных участков.

За все время существования акимата города Рудного случаев исковых заявлений о восстановлении на работу или отмене приказов о наказании, ранее уволенных или наказанных сотрудников за совершение коррупционных правонарушений не имеется.

Оказание государственных услуг учреждениями акимата г.Рудного производится автоматизировано через ЦОН.

На особом контроле акимата находится вопрос целевого и рационального использования бюджетных средств.



ИНФОРМАЦИЯ

о коррупционных преступлениях и правонарушениях

в г.Рудном за 9 месяцев 2015 года

Преступления:

1. Емельянова-Иванова Юлия Николаевна – бывший главный бухгалтер ГККП «Ледовый дворец спорта» акимата города Рудного.

Совершила преступление предусмотренное ст. 176 ч.3 «б,г» УК РК. (Присвоение или растрата вверенного чужого имущества, б) в крупном размере; г) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения)

Приговорена к 2 годам условно, с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе сроком на 3 года.

Сумма ущерба причиненного государству составила 1 722 700 тг.

Возмещена полностью.

2. Жургумбеков Ерлан Халиханович – бывший руководитель ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» акимата города Рудного.

Совершил преступление, предусмотренное ст. ст. 307 ч. 2, 314 ч. 2 УК РК (в редакции от 16 июля 1997 года), (злоупотребление должностными обязанностями, служебный подлог).

Назначено наказание в виде штрафа в размере 4 327 500 (четыре миллиона триста двадцать семь тысяч пятьсот) тенге с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 3 (три) года

3. Исмагулов Азамат Маратович - бывший главный специалист ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» акимата города Рудного.

Совершил преступление, предусмотренное ст. ст. 307 ч. 2, 314 ч. 2 УК РК (в редакции от 16 июля 1997 года), (злоупотребление должностными обязанностями, служебный подлог).

Назначено наказание в виде штрафа в размере 4 327 500 (четыре миллиона триста двадцать семь тысяч пятьсот) тенге с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 3 (три) года

Правонарушения:

1. Быкова Анна Владимировна – главный бухгалтер КГУ «Средняя школа № 7» акимата города Рудного.

Совершила правонарушение предусмотренное пп. 8, 12 п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». (требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством; явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;)  

Привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

2. Рохлина Елена Александровна – главный специалист  ГУ «Рудненский городской отдел занятости и социальных программ».

Совершила правонарушение предусмотренное пп. 8, 12 п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». (требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством; явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;)  

Привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Отправить письмом